Что же нам следует праздновать, Субботу или Воскресенье?

Что же нам следует праздновать, Субботу или Воскресенье?

  Для всякого христианина — будь то православный, католик или протестант — этот вопрос покажется странным и ненужным. Испокон веков христиане празднуют воскресенье, как день величайшего чуда в истории: воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа, как день решительной победы жизни над смертью. Это празднование вошло в жизнь так крепко, что даже советская “пятидневка” не смогла его перебить; к нему все привыкли: это законный недельный отдых для всех. Этот обычай праздновать не субботу, а воскресенье — освящен двадцати вековой практикой.

Но вот теперь вы можете нередко встретить человека с Библией в руках, который убежден, что мы ошибаемся, празднуя воскресенье; что следует, по его мнению, праздновать субботу.

 — Вот читайте, — говорит он, — что сказал Господь: “Помни день субботний, чтобы светить его (Исх. 20:8); шесть дней можно делать дела, а в седьмой день — суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте: это суббота Господня” (Лев. 23:3). А про воскресенье, — продолжает он, — нигде в Библии так ясно не сказано.

Что ответить этому бедному человеку, который нашел в Библии про субботу, а про воскресенье или не нашел, или нашел, да не понял?

Верно, что в Библии нет такого ясного слова о воскресенье, как о субботе; нет прямой заповеди праздновать воскресенье. Что же это значить? Значить ли это, что св. апостолы, продолжатели дела Христоива, написавшие все книги Новаго Завета, не получили никакого указания о воскресном дне? Если не получили, то как же они осмелились изменить заповедь Божию о субботе и вместо нее начать праздновать воскресенье?

 Да, осмелились! И осмелились потому, что сами видели, как Христос-Спаситель много раз на их глазах нарушал субботу, называя Себя господином субботы (Лук. 6:5). Он часто исцелял в субботу, так что иудеи даже хотели убить Его за это (Иоан. 5:18 или Лук. 6:7-8). Он не запретил ученикам срывать колосья, растирать их и есть в субботу (Лук. 6:1-2), а исцеленному расслабленному даже приказал нести свою постель, чем возбудил протиив Себя иудеев (Иоан. 5:10-16).

Не напрасно все это делал наш Спаситель, а чтобы приучить людей к мысли, что наступит время, когда суббота должна будет уступить место другому дню — воскресенью.

Вот о храм Иерусалимском и о службах в нем и жертвоиприношениях говорится (в Библии гораздо больше, чем о субботе — и все же Сам Спаситель сказал, что наступает время, когда не в Иерусалиме будут верующие кланяться Отцу (Иоан. 4:21) и предсказал разрушение самого храма (Мф. 24:2). Он предвидел перемену старых богослужебных порядков и правил на новые и, несомненно, сказал об этом апостолам, которые и стали вводить их в Церкви Христовой. Так суббота, последний день еврейской недели, заменилась первым днем христианской седмицы, который уже при апостолах стал называться “воскресным днем,” “днем Господним” (Откр. 1:10). В этот день христиане сходились для богослужения и причащались (Деян. 20:7). Этот же день главным образом посвящался ими на дела благотворения (1 Кор. 16:1-2).

Для чего нужно было в Ветхом Завете установить праздник-субботу? Для того, чтобы людей, увлекающихся житейскими заботами, хоть на один день отвлечь от рабства плоти для служения Богу. Потому-то в заповеди о субботе не просто сказано: “Суббота — Господу Богу твоему,” но — “седьмой день суббота покоя, священное собрание” (Лев. 23:3). Прочтите всю главу 23-ю из книги Левит и вы увидите ясно, что цель всех праздников, от Господа указанных, не есть просто покой-отдых, ничегонеделание, но служение  Богу. Это служение Богу, как главная цель и смысл праздника, осталось и в Новом Завете. И так как служение Ему есть непрестанное благодарение за опасение, которое совершилось чрез распятие и воскресение Господа нашего Иисуса Христа, то и не может быть иного дня, кроме воскресенья, для такого служения.

Христиане празднуют воскресение, ибо что может быть радостнее для христианина, как не воскресение Христа, “Надежды нашей,” Который предан был за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25). Эта радость о воскресшем Спасителе особенно ярко выражена в пасхальном слове св. Иоанна Златоуста: “Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос — и ты низверглся еси. Воскресе Христос — и падоша демоны. Воскресе Христос — и радуются ангели. Воскресе Христос — и жизнь жительствует. Воскресе Христос — и мертвый ни един во гробе!”

Когда Солнце правды, Христос Бог наш воссиял из гроба, — началась для нас новая жизнь, с новой радостью, с новыми надеждами. То, что служило лишь прообразом, предзнаменованием, теперь потеряло силу и значение. Таковы: обрезание, новомесячия, субботы (Кол. 2:16-17). Древнее окончилось, прошло — теперь все новое, — говорит ап. Павел (2 Кор. 5:17). “Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь” (Гал. 6:15).

Мы, христиане, и являемся этим новым творением Божиим, для которого ветхозаветная заповедь о субботе не имеет силы.

Протоиерей Виктор Ильенко "Книга "ответы на Христианские вопросы"