НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ

НАТЕЛЬНЫЙ  КРЕСТ

В Ваших руках – освящённый нательный крестик. Что он значит для Вас и какой смысл в том, чтобы всегда носить его у сердца? Что это даёт и почему вот уже больше тысячи лет так важно это для христиан всего мира?

Само собой разумеется, что носить крест может только крещёный человек, ведь крест – символ христианства и, нося его на груди, мы исповедуем свою принадлежность к Христовой вере. Но кто такой христианин?

Это не просто крещёный человек, а ученик и последователь Христа; это человек, для которого Иисус из Назарета – безусловный авторитет и жизненный пример, а Его слова – сама истина и руководство к действию.

И обычай ношения нательного креста – это исполнение слов Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Матфея, глава 16:24 стих). Из этого призыва следует, что человек, так или иначе причисляющий себя к христианам, неминуемо должен отважиться на три непростых решения: «отвергнуться себя», «взять крест свой» и «следовать за Христом». Рассмотрим их подробно…

I. В современном обществе всё возрастающее значение получает либеральный нравственный стандарт, отрицающий какую бы то ни было абсолютную, непререкаемую этическую норму. Согласно этому стандарту, человеку позволительно всё, что не противоречит государственным законам и не нарушает прав других людей. В секулярном лексиконе начисто отсутствует понятие греха, ведь грех есть нарушение Божиего закона, Божией правды. А если слова Бога – не закон для человека, не истина в последней инстанции, то каждый сам для себя определяет тот нравственный критерий, на который ориентируется, т.е. каждый человек – «сам себе голова».

Такой подход в корне противоречит христианскому жизнепониманию! Наш Учитель и Бог призывает Своих учеников и последователей к совершенно иному. «ОТВЕРГНИСЬ СЕБЯ» – т.е. перестань считать своё мнение – единственно правильным и верным, перестань всё в жизни мерить на свой аршин, научись свои суждения о том, «что такое хорошо и что такое плохо», сравнивать с учением Христа, с Его представлениями, каким должен быть настоящий человек; сделай откровение Бога нормой своей жизни, эталоном, с которым ты сверял бы свои поступки и свою совесть.

II. «ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ» – созвучно расхожему выражению: «нести свой крест». Что оно означает?

Нести свой крест – означает в корне переменить восприятие жизни, страданий и радости. Ведь чаще всего обо всём этом мы думаем примерно так:

если я болен, неуспешен, что-то мне не далось – то я на всё пойду, лишь бы это изменить, лишь бы своего добиться. Неважно, какой ценой, неважно, каким рикошетом ударит моя прыть по людям вокруг, «я своё у жизни – зубами выгрызу!»

а уж если я здоров, удачлив и обеспечен – тогда я и вовсе становлюсь центром вселенной, а все прочие – всего лишь планетками вокруг солнца. Тогда в чести только лозунги вроде «бери от жизни всё», «я – мера всех вещей», словом, живи и наслаждайся – ради этого-то и живём!

А нести свой крест – значит перестать считать жизнь большим луна-парком, куда я пришёл развлекаться, и приучить себя думать о жизни, как о школе, в которую я пришёл чему-то научиться, что-то понять и что-то вынести с собой!

Нести свой крест – значит привыкнуть во всех событиях своей жизни (как радостных, так и грустных), в мозаике сложившихся обстоятельств, в многоликости окружающих меня людей, во всём-всём, что со мной происходит, увидеть высший смысл, Богом порученное мне ответственное задание, доверенную миссию.

Нести свой крест – означает в чём-то подражать… легендарному Штирлицу. Его путь не назовёшь лёгкой, приятной прогулкой по жизни, ведь едва ли кому понравится годами жить во враждебной стране, носить неприятельскую форму, разговаривать исключительно на чужом языке, приветствовать ненавистного фюрера и ежеминутно рисковать абсолютно всем. Но во всех этих и прочих испытаниях и злоключениях он научился понимать жизнь как служение, как подвиг, как выполнение задания. И в этом мы можем брать с него пример!

Но чему же должны мы научиться в школе жизни, в чём суть возлагаемого Богом на людей креста, какого подвига Он ждёт от нас и какую поручил миссию? Возвращаемся к начальным евангельским строчкам…

III. «СЛЕДУЙ ЗА МНОЮ» – именно в подражании Христу, уподоблении Ему, в следовании Его воле заключается главное дело христиан. Как писал великий подвижник древности – игумен Синайской горы преп. Иоанн Лествичник, «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями» («ЛЕСТВИЦА», слово 1, п.4).

Это принципиально важный момент, его необходимо уяснить – кому я в жизни верю и что я ради этой веры делаю? Если я верю Христу, то именно Он, Он, а не «дядя с телеэкрана» или «тётя из газеты» – для меня главный авторитет и образец для подражания! А если своими словами, поступками, стремлениями и всей своей жизнью я противоречу Христу и Его заповедям, если я живу не так, как Бог велит, а как мне нравится, то нет мне пользы в том, что я ношу на себе крестик (пусть даже освящённый). «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Евангелие от Матфея глава 7:21 стих).

Отсюда вывод: для начала прочтите книгу о Том, Чьё изображение Вы решили носить на себе, и попробуйте сравнить: таков ли я, каким хочет видеть меня Христос, или нет? «Чтобы последовать Христу, надо ведать глас Его. Глас Его — Евангелие. Изучи Евангелие, и возможешь жиз­нью своей последовать Христу» (святитель Игнатий Брянчанинов)/

Иерей Иаков  Коробков.

НАТЕЛЬНЫЙ  КРЕСТ

НАТЕЛЬНЫЙ  КРЕСТ