10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.

10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.

 

Епископ Герман, в миру Николай Васильевич Косолапов, родился 22 октября 1882 г. в Саратове в семье статского советника, преподавателя русского языка и словесности Саратовского реального училища. Духовным отцом Николая Косолапова стал свщмч. Гермоген (Долганёв), в ту пору епископ Вольский. По окончании Саратовской первой мужской гимназии, в 1902 г., Николай поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 8 января 1905 г. он принял иноческий постриг с именем Герман. В 1906 г. будущий новомученик заканчивает Академию в сане иеромонаха и звании кандидата богословия и назначается помощником смотрителя Сарапульского духовного училища Вятской губернии. Через год, в 1907 г. он переводится на ту же должность в Камышинское духовное училище. С 13 марта 1908 г. иеромонах Герман занимает должность смотрителя Петровского Духовного училища. 2 июля 1911 г., по возведении в сан архимандрита, о. Герман получает назначение на должность смотрителя Обоянского Духовного училища Курской губернии, а с 1 февраля 1913 г. занимают такую же должность в Курске. С 26 апреля 1916 г. архимандрит Герман становится ректором Владимирской Духовной Семинарии, которую возглавляет до ее упразднения.

17 января 1918 г. наречен епископом Вольским, первым викарием Саратовской епархии. Хиротония была совершена в Вольске 24 февраля 1918 г. правящим епископом Досифеем (Протопоповым), Петровским викарным епископом Дамианом (Говоровым) и епископом Уральским Тихоном (Оболенским). С 18 июля по 7 сентября 1918 г. временно замещал Саратовского епископа, присутствовавшего на Поместном Соборе в Москве.

Иерей Михаил Павлович Платонов родился 2 ноября 1868 г. в семье диакона Нижегородской епархии. 20 октября 1894 г. рукоположен во диакона к храму села Уварово Княгининского уезда Нижегородской губернии, 19 июня 1897 г. рукоположен во иерея в то же село. В 1907 г. о. Михаил перешел на служение в Саратовскую епархию. Он был определен в г. Хвалынск с назначением вести со старообрядцами миссионерские чтения и беседы по предметам веры. 16 января 1913 г. о. Михаил перемещен в Саратов, настоятелем Свято-Серафимовского храма. После февральской революции 1917 г. он создает православное общество «За веру», целью которого были определены защита веры, устройство школ, взаимное ознакомление с фактами гонения на церковь, молитва. С началом гонений о. Михаил активно обличал в проповедях безбожную власть.

4 августа 1918 г. о. Михаил совершил в храме краткое молитвенное поминовение убиенного страстотерпца Императора Николая II и сказал слово о гонениях на веру. 24 августа он был арестован. После его ареста владыка Герман дал благословение Епархиальному совету прекратить богослужение в храме, кроме требоисполнения, и обратиться к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения.

В сентябре 1918 года в Саратов прибыл Председатель Реввоенсовета РСФСР Л. Д. Троцкий, который дал указание Председателю Саратовского губисполкома В. П. Антонову-Саратовскому «подорвать влияние Церкви». Последний приказал арестовать епископа Германа и весь Епархиальный совет и провести над ними показательный судебный процесс. 16 сентября 1918 года по обвинению в «инсценировке запрещения богослужения советской властью» и в подстрекательстве к выступлениям против советской власти были арестованы владыка Герман и все пятеро членов Епархиального совета.

После показательного процесса, проведенного в Большом зале саратовской консерватории 5-6 октября 1918 года, владыка Герман был приговорен к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ, свящ. Михаил Платонов к высшей мере наказания — расстрелу, секретарь Епархиального совета прот. Алексий Хитров к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ. Другие члены Епархиального совета были подвергнуты наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет условно. Все обвинения они отрицали. Вполне вероятно, что это был первый в России публичный процесс над духовенством Русской Православной Церкви. На приговор была подана кассационная жалоба. Около 10 тысяч верующих Саратова и Вольска подписались под прошением об освобождении владыки Германа и других арестованных священнослужителей. Вольские прихожане так писали о владыке: «У него была всегда одна дорога — в храм, где он совершал богослужения для верующих и в своих проповедях излагал только чистые истины Христова учения, призывая всех к миру, любви, осуществлению в жизни правды Божией, смирению, кротости, терпению и прочим христианским добродетелям… и сам епископ Герман представляет образец архиерея кроткого, тихого, глубоковерующего».

Определением Кассационного отдела при ВЦИК от 5 декабря 1918 г. из-за нарушений делопроизводства, приговор был отменен и дело направлено на новое рассмотрение

Определением распорядительного заседания Саратовского ревтрибунала от 20 декабря 1918 г. к владыке Герману был применен акт амнистии и из-под стражи он был освобожден. Дело назначено было вновь к рассмотрению на 28 декабря, но за неявкой некоторых свидетелей было отложено. 10-11 января 1919 г. состоялось публичное судебное заседание Саратовского ревтрибунала, по приговору которого за то же деяние владыка Герман был повторно осужден к лишению свободы сроком на 15 лет с привлечением к принудительным работам, свящ. Михаил Платонов осужден к тюремному заключению на 20 лет с применением общественных работ, протоиерей Алексий Хитров осужден к условному заключению в тюрьму на 10 лет. Определением распорядительного заседания этого же трибунала от 2 апреля 1919 г. на основании акта амнистии владыка Герман досрочно был освобожден от наказания и ему удалось даже выехать к своей пастве в Вольск, но определением Кассационного отдела при ВЦИК от 5 мая 1919 г. приговор был оставлен без изменения. Владыка Герман был снова арестован.

И в узилище Епископ Герман и священник Михаил Платонов продолжали совершать в общей камере богослужение. Покинуть застенки ЧК новомученикам было уже не суждено; тюремные камеры стали последними храмами, в которых им довелось предстоять перед Богом за себя и за тех, кто томился рядом с ними.

Во второй половине 1919 г. Саратов оказался в непосредственной близости от театра военных действий Гражданской войны. На фоне военной угрозы городу ГубЧК принимает решение об уничтожении «непримиримых врагов рабоче-крестьянской власти».

В заседании Саратовской Чрезвычайной комиссии 9 октября 1919 г. было постановлено применить красный террор: «за антисоветскую агитацию и как непримиримые враги рабоче-крестьянской власти» к расстрелу были приговорены 13 человек, в том числе епископ Герман и иерей Михаил Платонов. Смертный приговор был приведен в исполнение практически сразу — в ночь с 9 на 10 октября 1919 г. на окраине саратовского Воскресенского кладбища.

По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с владыкой совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян.

Они были похоронены на месте своей гибели в братской могиле, где в общей сложности погребены тела 41 казненного.

Почитание этих страдальцев как мучеников началось сразу после их гибели. Место их захоронения отмечено простым крестом из перекрещенных рельсов. По народному преданию, он был установлен в знак покаяния после посмертного явления убиенных священнослужителей одним из тех людей, кто донес в ЧК о совершенном в Серафимовской церкви поминовении Царя-страстотерпца. Все годы Советской власти, когда таясь, а когда и открыто у этой могилы служились панихиды по замученным за Имя Божие в годы «красного террора». Долгие годы не были известны точно ни имена, ни сан, ни общее количество захороненных под рельсовым крестом. Лишь в 1998 г. удалось точно идентифицировать имена казненных, их сан и установить даты их мученической кончины.

Постановлением прокуратуры Саратовской области от 13 сентября 1999 г. было установлено, что владыка Герман и с ним пострадавшие репрессированы незаконно, по политическим мотивам и социальному признаку. Все они реабилитированы.

26 декабря 2006 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученики Герман и Михаил были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

 

 

10 октября по инициативе комиссии по канонизации подвижников благочестия при Саратовской Епархии на месте гибели святых, с момента которой прошло ровно 90 лет, был отслужен молебен ко Святым Герману и Михаилу и панихида по погибшим  с ними.

Службу совершили: клирик храма Сошествия Святого  Духа на Апостолов иерей Андрей Евстигнеев и клирик храма Рождества Христова диакон Максим Плякин.

 

 

 

Статья  подготовлена диаконом Максимом Плякиным.

 

 

 

 

 

10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.

10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.

10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.

10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.

10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.

10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.

10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.

10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.

10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.

10 октября Память Священномучеников Германа, епископа Вольского, и с ним Михаила пресвитера, Саратовские чудотворцы.