Святитель Лука исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский

Святитель Лука исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский
image-1475

  В миру Валентин ­Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи 14 апреля 1877 г. в семье провизора. В Киеве, куда его семья переехала впоследствии, окончил гимназию и художественную школу. По окончании гимназии он планировал поступить в Петербургскую Академию Художеств, но по размышлении о выборе жизненного пути решил, что “обязан заниматься только тем, что полезно для страдающих людей”, и поступил на медицинский факультет Киевского университета св. Владимира, который окончил в 1903 г. Во время русско-японской войны он заведовал хирургическим отделением в госпитале Киевского Красного Креста в Чите, где и познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской. Вскоре они обвенчались. По окончании ­войны Валентин Феликсович становится земским врачом, не прерывая научных исследований. Он работал в Симбирской, Курской, Орловской губерниях. С 1909 г. он работает в земской больнице с. Романовка Балашовского уезда Саратовской губ., где разворачивает большую хирургическую работу. Вскоре он напечатал отчет о ней, изданный отдельной книжкой. Впоследствии он вспоминал, что из-за значительного числа больных совершал не менее 300 операций в год. Уезжает он из Саратовской губернии на должность главного врача в Переславль-Залесскую земскую больницу во время первой мировой войны (до 1916 г.) В 1916 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил в Москве докторскую диссертацию по теме “Регионарная анестезия” над которой трудился в период работы в с. Романовке. С 1917 г. по 1923 г. он работает хирургом в Ново-Городской больнице г. Ташкента, активно участвуя и в церковной жизни Туркестанской епархии. В конце октября 1919 г. от туберкулеза умирает его жена. В 1920 г. он стал заведующим кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии Туркестанского университета. После одного из успешных его выступлений на епархиальном съезде Преосвященный Иннокентий (Пустынский), епископ Ташкентский, сказал ему: “Доктор, вам надо быть священником”. Слова епископа врач воспринял как Божий призыв, и 6 февраля 1921 г. Владыка Иннокентий рукоположил его во диакона, а 15 февраля — во иерея. О. Валентину было поручено дело проповеди. В священном сане он продолжил хирургическую деятельность и чтение лекций, причем читал их всегда с крестом на груди. В 1923 г. г. Ташкент, захлестнутый волной обновленчества, покинул епископ Иннокентий, не передав никому кафедру. Тогда о. Валентин и прот. Михаил Андреев приняли управление епархией и провели епархиальный съезд, объединив всех, кто остался верен Церкви. Ссыльным епископом Андреем (фамилия неизвестна) возведен в сан протоиерея, затем сосланный в г. Ташкент Андрей (Ухтомский), архиепископ Уфимский и Мензелинский († 1937) постриг его в монашество с именем св. апостола, врача и художника Луки. Архиеп. Андрей отправил его в г. Пенджикент, где тремя ссыльными ­архиереями он был 12 мая 1923 г. тайно хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского. Св. Патриарх Тихон признал эту хиротонию и благословил святителю Луке продолжать свою врачебную деятельность. 10 июня 1923 г. Владыка был арестован. В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свою книгу “Очерки гнойной хирургии” (за нее впоследствии, в феврале 1946 г., святитель получит Сталинскую премию I степени). В августе его отправили в московское ГПУ, ненадолго освободили, вновь арестовали, заключили в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму и в декабре выслали на Енисей. В марте 1924 г. он был арестован в г. Енисейске и под конвоем отправлен в д. Хая, а в июне — в Туруханск. В январе 1925 г. его высылают в д. Плахино в Заполярье, но в апреле возвращают в Туруханск. Все это время Владыка продолжает проповедовать и принимать больных. По завершении ссылки он возвращается в Ташкент. 6 мая 1930 г. его вновь арестовывают и после года тюремного заключения на 3 года высылают в г. Архангельск. Весной 1934 г. святитель вернулся в Ташкент, затем приехал в Андижан. Тогда же ему, наконец, удалось издать “Очерки гнойной хирургии”. 13 декабря 1937 г. он был вновь арестован. Дважды его допрашивали “конвейером” и, наконец, вновь сослали в Сибирь. До 1941 г. он прожил в д. Большая Мурта Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны епископ Лука, как крупный специалист по хирургии, был назначен главным врачом Красноярского эвакуационного госпиталя № 15–15. Осенью 1942 г. Патриарший Местоблюститель назначил его на Красноярскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В январе 1944 г. назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В 1944 г. на Соборе предлагал избрание Патриарха Московского не открытым голосованием, а жребием, как на Соборе 1918 г. Предложение не прошло и не согласившийся с ним владыка Лука не получил даже приглашения на Собор. В Тамбове св. Лука закончил работу над апологетическим эссе “Дух, душа и тело”. 26 мая 1946 г. он был переведен, несмотря на протесты тамбовской паствы, на Крымскую кафедру. Перед третьим арестом Владыки произошла отслойка сетчатки, и он ослеп на один глаз. Болезнь прогрессировала, и в 1958 г. святитель полностью ослеп. Но незрячий архипастырь продолжал управление епархией: служил, проповедовал, иногда принимал больных, поражая зрячих врачей точностью своих диагнозов. После реформы 1961 г., ущемляющей права верующих, предвидя ее пагубные последствия, владыка Лука писал, что: “отныне подлинными хозяевами Церкви будут только церковные советы и двадцатки, конечно в союзе с уполномоченными. Высшее и среднее духовенство останутся только наемными исполнителями богослужений, лишенными большей части власти в распоряжении церковными зданиями, имуществом и деньгами”. После таких высказываний руководство Совета по делам Русской Православной Церкви настаивало перед Патриархом на увольнение архиепископа Луки на покой, но Патриарх отказывался это сделать, напоминая о любви верующих к своему пастырю. Трудности разрешились кончиной святителя. 11 июня 1961 г., в день памяти всех святых в земле Российской просиявших, св. Лука отошел к Отцу Небесному. Он был погребен в ограде симферопольского храма “Всех святых”, и его погребение вылилось в настоящую “демонстрацию” христиан. Пастырь не оставил свою паству — по его молитвам совершались многочисленные исцеления. 18 марта 1996 г. были обретены его честные останки, ныне находящиеся в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополя, а 25 мая 1996 г. архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был причислен к лику святых как святитель и исповедник веры. На прошедшем с 13 по 18 августа 2000 г. в Москве Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви имя св. Луки было решено внести в общероссийский месяцеслов.

 иерей Максим Плякин

 

 

Комментирование закрыто