Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из варяжского рода который был призван княжить в Новгороде. Будущая святая родилась в Псковской земле в языческой семье из династии князей Изборских. Как ни странно, Ольга, воспитавшая крестившего Русь Владимира, от рождения не была ни славянкой, ни христианкой. О том, что девушка родилась в семье варяга, говорит ее варяжское имя Хельга (или Эльга), русский вариант которого – Ольга – она приняла якобы из уважения к князю Олегу, который некогда повесил свой щит на воротах Константинополя.

В 903 году она стала женой великого князя Киевского Игоря. Встреча будущих супругов произошла довольно интересно. Как-то раз Игорь (сын Рюрика) охотился недалеко от Пскова. Он заметил юношу, который плыл по реке в челноке. И попросил гребца перевезти его на другой берег. Молодой человек помог князю, а вскоре выяснилось, что он вовсе не был молодым мужчиной – просто девушка Ольга переодевалась в мужскую одежду: возможно, так было удобнее управлять челноком или охотиться. Когда Игорь вернулся в Киев, понял, что полюбил Ольгу, и взял ее в жены. Необычная история знакомства князя и будущей княгини позволила автору «Жития» включить в текст красивую метафору об Ольге, которая  «оставила легкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное».

Этот эпизод с лодкой говорит о том, что Ольга отнюдь не была робкой и пугливой девушкой. В летописях ничего не говорится о том, чем занималась Ольга, пока был жив ее муж. Однако в «Повести временных лет» приводится текст договора князя Игоря с византийцами (944 г.), что говорит о том, что княгиня имела определенный политический авторитет уже во время царствования своего супруга.

Когда Игоря убили древляне, она стала регентом при малолетнем сыне Святославе и очень уверенно управляла государством в одиночку. Мудрости ей было не занимать. Княгиня осталась верна памяти мужа и отказалась вступать в брак во второй раз, хотя ее руки добивались весьма влиятельные мужи. Одним из них был древлянский князь Мал. Но Ольга помнила, что древляне убили ее мужа, а потому решила использовать сватовство Мала как подходящую возможность для отмщения.

Ольга вернулась в Киев,  собрала войско и выступила против древлян. С ней в походе был и малолетний сын Святослав. Воины княгини осадили город Искоростень, жители которого убили Игоря. Осада длилась целое лето, а ближе к осени Ольга решила взять город хитростью. Она предложила жителям заплатить ей легкую дань – по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора. Древляне обрадовались и, можно предположить, посмеялись над глупостью киевской княгини. Когда птицы были доставлены Ольге,  она велела привязать к каждой из них тлеющий прут и отпустить. Голуби и воробьи возвращаются в свои гнезда, и наблюдательная Ольга не могла не знать этого. Когда птицы прилетели в Искоростень, от тех прутов загорелись сеновалы, сени, крыши домов… Не было двора, где бы ни начался пожар. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их, а город сгорел дотла.

 После этих событий Ольга возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Разобравшись с внутренними проблемами, княгиня обратилась к внешней политике. Она не вела крупных войн, зато уделяла большое значение  дипломатии. Во многом благодаря Ольге у Руси завязались тесные, даже родственные отношения с Византией.

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. В крещении княгиня приняла имя Елена в честь матери Константина великого. «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих», – сказал ей патриарх. На это Ольга ответила: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских».

Крещение Ольги имело не только личное, но и колоссальное государственное значение. Многие люди, подражая княгине, приняли православие. Сын Ольги Святослав отказался от крещения, объяснив, что воины из его дружины, поклонявшиеся языческим богам, будут смеяться и потеряют уважение к князю, верующему в распятого Христа. А внук Ольги Владимир не только принял православие, но и окрестил Русь.

После того как Ольга приняла православие, у нашей страны установились качественно новые отношения с Византией. Русь символически стали считать дочерью Византии (ведь и Ольга стала крестницей византийского императора), а это положило начало более тесным взаимоотношениям государств. Тогда же и была заложена основа идеи Москвы как «третьего Рима» – непосредственной наследницы этого великого духовного центра.

 

С точки зрения просвещения русского народа и распространения на Руси христианства, Ольгу можно считать прямой продолжательницей проповеди Апостола Андрея Первозванного. Как сказано об Ольге в акафисте: «всеблагия воли Божией о просвещении народа русскаго по апостоле Андрее первая исполнительнице». Там же Ольга именуется «духовной матерью» русского народа. О равноапостольном достоинстве Ольги свидетельствуют следующие слова: «радуйся, яко Сам Дух Святый учитель тебе бысть к познанию Христа Сына Божия».

По приказу Ольги на Руси стали строить храмы и церкви. В 960 году в Киеве был освящен храм Святой Софии Премудрости Божией. Его главной святыней стал подаренный Константинопольским патриархом крест. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Передав бразды правления в руки сына, Ольга обратилась к познанию истины. Мудрую княгиню не могло не заинтересовать новое для Руси христианство. На Родине христиан было немного, и как ни пыталась Ольга утвердить на Руси христианство, язычество до поры до времени брало верх. Родной сын княгини Святослав повелел убить некоторых киевских христиан и приглашенных матерью немецких миссионеров. В конце концов, чтобы отношения с сыном не разладились окончательно, Ольге пришлось держать при себе священника тайно.

Княгиня умерла 11 (24 н. ст.) июля 969 года, причастившись Святых Христовых Таин. По ее просьбе Святослав похоронил мать по христианскому обычаю в построенном Ольгой киевском храме святителя Николая.

Тело княгини оставалось нетленным, и ее внук Владимир перенес мощи святой в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы.

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть во Христа», – написано о княгине Ольге в «Повести временных лет».

Тропарь, глас 1: Крилами богоразумия вперивши твой ум, / возлетела еси превыше видимыя твари, / взыскавши Бога и Творца всяческих, / и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, / древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, / Ольго приснославная.

 Кондак, глас 4: Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, / прославльшаго в России Ольгу богомудрую, / да молитвами ея / подаст душам нашим / грехов оставление.

 

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга